Волгоградцы изучают 450-летнюю историю донского казачества

  • Волгоградская правда
  • Волгоградская правда
  • Волгоградская правда
  • Волгоградская правда
В пятницу, 13 ноября, в музее имени Ильи Машкова открылась выставка «Казачьему роду нет переводу», посвященная 450-летию служения донского казачества государству Российскому.

– Мы ставим перед собой просветительские задачи, открывая такую выставку. Она рассказывает языком народной куклы историю жизни донских казаков с XVI века до наших дней, – говорят о мероприятии в пресс-службе музея.

И это правда: в Волгограде казачья культура до сих пор жива и остается неотъемлемой частью жизни региона как в историческом, так и в бытовом плане. Именно в наших краях, на Дону, появились когда-то первые общины русских вольных казаков. При всей своей вольности казаки, по сути, военное сословие. Война играла в их жизни огромную роль: она была и ключевой частью образа жизни, и источником существования. Военную добычу казаки привозили из походов «за зипунами» – из Крыма, Турции, Персии и с Кавказа.

Такие условия окончательно отгородили казаков от соотечественников: они сами отделяли себя от крестьянских сословий, вели особое хозяйство, имели свои традиции. Например, обряд бракосочетания у них появился только в XVII веке и предполагал участие станичников в казачьем круге, на майдане.

– На выставке представлены композиции «Казачья свадьба», «Христославы», «Мы – потомки донцов», «Встреча казака», «Казачья семья». А также гравюры, фотографии, живописные работы и прочий информационный материал, – добавили в музее.

Такой брачный уклад в общинах, сложенный из обычаев, обрядов и ритуалов, которые замечены только лишь у донских казаков, несколько отличает их от других россиян. Здесь на первое место выдвигается не беспрекословное подчинение с женской стороны, как это было в крестьянских семьях, а партнерство, поддержка и сила духа и воли всей семьи. Если казак – выносливый, мужественный и вольнолюбивый человек, еще более-менее традиционный образ, то казачка как устойчивый архетип тоже напоминает воительницу, но только она проявляет силу в хозяйстве, которое нередко полностью держится на ее плечах. Она горда, красива и ни в чем не уступает мужу.

Именно эти образы и воплотили на выставке мастера клуба народной куклы «Крупеничка». Под руководством Татьяны Сюсиной они создали ряд обрядовых, праздничных и бытовых кукольных композиций.

И все-таки не стоит забывать, что казаки – военные, они не просто привозили из походов ценности и культурные традиции, но и проводили на войне большую часть своей жизни. По словам экспертов из музея имени Машкова, казаки владели самой разнообразной тактикой ведения боевых действий и могли сражаться и на море, и на суше.

– Без казачьих сабель не обошлась не только ни одна русско-турецкая война XVIII–XIX веков, но и 50-летняя эпопея покорения Кавказа. Их награждали Георгиевскими крестами и другими высокими знаками отличия, – комментируют музейщики выставленную здесь фотографию Георгиевских кавалеров станицы Зотовской Хоперского округа.

Но не только удалые или тихие этапы жизни казачества исследует выставка. Была и черная, вернее, красная полоса в жизни казаков: Гражданская война, которая разделила их на два фронта. Нередки случаи, когда два брата из одной семьи сражались против друг друга. Не закончились страдания казачества и после. С приходом советской власти тех, кто сочувствовал белогвардейцам, отправляли в ссылку.

– Будучи глубоко верующими людьми, казаки усердно молились. На выставке представлен уникальный экспонат из Нехаевского районного краеведческого музея – Евангелие погибшего в Гражданскую войну казака, – демонстрируют искусствоведы книгу, прошедшую сквозь целое столетие.

И все-таки эта история имеет счастливый, пусть и с налетом грусти, конец. В конце прошлого века возрождение донского казачества началось на прилегающих к Дону исторических землях. В 1990 году впервые после длительного перерыва в Ростове-на-Дону состоялся большой казачий съезд.

Тогда же был создан Союз казаков области Войска Донского и восстановлена традиционная символика и геральдика: флаг, герб и гимн. Так что сегодня можно смело говорить о том, что казачество живо.

– А вот название всей выставки определила работа волгоградской художницы Ирины Тур «Казачьему роду нет переводу». Именно ее яркие жизнеутверждающие живописные полотна завершают нашу композицию, – пояснили сотрудники культурно-просветительного учреждения.

Все эти аспекты жизни людей, живших на нашей земле задолго до появления новостроек и машин, прошедших немало испытаний, изучают авторы выставки. Потомки казаков сохранили свои традиции, несмотря ни на что, и теперь возрождают свою культуру. Зрителям же демонстрируется наиболее полноценный срез этой самой культуры.

Читайте Волгоградская правда.ру в:

Поделиться в соцсетях

нет

Добавить комментарий