Что общего в историях «Красного Октября» и Волжского трубного завода

Что общего в историях «Красного Октября» и Волжского трубного завода
В этом году 50‑летие отмечал Волжский трубный завод (ВТЗ). Были грандиозные торжества, много говорили об истории, но мало кто знает, что это предприятие связано с другим заводом – «Красным Октябрем». Оказывается, это на его территории планировали разместить производство труб. Об этих и других интересных фактах общей истории двух металлургических гигантов рассказывает бывший директор ВТЗ, заслуженный металлург, Почетный житель города Волжского и Волгоградской области Владимир Григорьевич Зимовец.

Производственная дружба

Почему же полвека назад не осуществились планы по созданию на территории «Красного Октября» трубного производства? Сыграла роль нехватка площадей – завод прижат к Волге городом. Кроме того, – и специалисты это сами доказали – предприятие, одно из немногих выпускающих спецстали, и без того уникально. Нецелесообразно было строить здесь еще один масштабный производственный комплекс. Поэтому для трубного завода выбрали площадку на левом берегу Волги, в городе Волжском – очень удачно, кстати.

Здесь же решено было реализовать и другие проекты – производство труб большого диаметра (из‑за эмбарго, которое Германия наложила на их поставку в СССР) и производство труб для атомной промышленности.

Таким образом и родился Волжский трубный завод.

Первым директором ВТЗ был  Виктор Иванович Ласенко – в прошлом яркий представитель руководящего звена опять же «Красного Октября». С ним пришло много специалистов, с которых и начался Волжский трубный.

Завод был грамотно запроектирован, и в этом несомненная заслуга Виктора Ивановича. Еще при нашей первой встрече он подсказал много полезного мне как новому человеку в городе и области. Особая его тревога была связана с тем, что без собственной стали ВТЗ со временем станет проблемным заводом.

– Я пытался доказать, что без металлургического комплекса не обойтись, предлагал литейный корпус перепрофилировать под выпуск стали, но меня не поддержали, – с горечью говорил тогда Ласенко.

Когда я принял Волжский трубный, начались проблемы, о которых и предупреждал Виктор Иванович. Но мне все‑таки разрешили перепрофилировать литейный корпус, а некоторое время спустя в Политбюро ЦК КПСС и вовсе было принято судьбоносное решение о строительстве на площадке Волжского трубного завода суперсовременного электросталеплавильного комплекса.

Многие возражали, и не без оснований: строительные мощности Волгоградской области перегружены, она может захлебнуться в грандиозных стройках. Но мой коллега, директор «Красного Октября» Нодари Шалвович Орджоникидзе, сказал: «Трудно. Да. Но это завод будущего, завод XXI века, он будет кормить область, а город Волжский получит второе дыхание!»

Время показало, что он был прав. С Нодари Шалвовичем я был тесно связан, поскольку тесно были связаны наши заводы.

Выпускник Московского института стали и сплавов, Орджоникидзе в конце 50‑х приехал в Волгоград и всю жизнь проработал на «Красном Октябре». Но мы познакомились, когда он еще не был директором. Интеллигентный человек, широкого кругозора, блестящий специалист – я всегда поражался его мудрости, интеллекту, благородству. Его профессиональное участие и советы очень помогали мне. Нас связывали не только  интересы производства, но и дружба, хотя и по возрасту, и по характеру мы были разными. Но оба любили сталинградскую землю, ее традиции и культуру, оба принимали активное участие в политической и общественной жизни, и главное – всегда ставили интересы области, Отечества выше прочих других. Вместе мы были удостоены чести стать делегатами XXVII съезда КПСС. В то время это означало если не награду, то признание.

Лучшая команда

В советское время руководство страны уделяло заводу «Красный Октябрь» много внимания.

В период директорства Нодари Орджоникидзе – с 1984-го по 1996 год – была разработана уникальная программа по реконструкции и модернизации этого одного из старейших в регионе предприятия, прошедшего через Гражданскую и Великую Отечественную войны.

Все новейшие достижения, в первую очередь, в области экологии, были заложены в этот проект.

Выделялись огромные деньги не только на техническое перевооружение цехов, но и на берегоукрепление и очистку дымовых газов. Я не помню ни одного совещания, где бы поднимался вопрос о нехватке чего‑либо – все условия были созданы. И Нодари Шалвович, пообещавший некогда снять с повестки дня экологическую проблему, честно и планомерно выполнял свое обещание. Если бы не нагрянувший перестроечный период с его приватизацией, который отбросил завод на много лет назад! Тогда про реконструкцию забыли.

А ведь реализация такого проекта, как модернизация сталеплавильного производства с внедрением непрерывной выплавки и передовых процессов прокатного производства, да еще и на действующем заводе без остановки предприятия – это очень сложная задача.

В период моего руководства на ВТЗ с «Красного Октября» пришла целая группа очень грамотных людей. Начальником электросталеплавильного комплекса был Александр Исайкин, его заместителем – Владимир Данилин. Прекрасно работали Владимир Ананян – очень крупный специалист по прокатному производству, Алексей Климов – начальник цеха, самостоятельного предприятия. Ну и, конечно, Валентин Тазетдинов – я принимал его в лабораторию для реализации плана производства нержавеющих труб в сталеплавильном цехе. А сейчас он звезда первой величины в трубной отрасли, директор крупного производства на Урале.

«Красный Октябрь» вложил в Волжский трубный очень многое, прежде всего, трудовой дух, хорошую дисциплину и организованность. Позже на ВТЗ приезжали специалисты с Урала и Украины, но, на мой взгляд, основу всему заложили краснооктябрьцы.

Из цехов – на передовую

К началу Великой Отечественной металлургия страны была в основном сосредоточена на Украине. Развивалась, конечно, на Урале, в Кузбассе. Но самым крупным заводом по выпуску спецсталей считался «Красный Октябрь».

А во время эвакуации металлургических предприятий с Украины, пока они обживались на новых местах и не работали в полную силу, почти вся нагрузка по выплавке для фронта броневой стали легла на завод в Сталинграде. К счастью, к тому времени здесь сложился коллектив, состоящий из кадров высокой квалификации – от рабочих до руководства.

Конечно, в те дни «Красный Октябрь» работал очень напряженно – плавили сталь буквально с оружием в руках, после смены рабочие сразу шли в ополчение, и так продолжалось вплоть до 23 августа 42-го – лишь в этот трагический день массированной бомбардировки Сталинграда завод остановили.

После войны город посещало много гостей, были среди них и участники Сталинградской битвы, очевидцы сражений на «Красном Октябре».

То, что они рассказывали, невозможно забыть.

Бои шли за каждый цех, за каждый лестничный пролет. Превосходящего по численности противника отражала 193‑я стрелковая дивизия генерала Федора Смехотворова. На смену ей, совершенно обескровленной, пришла 39-я гвардейская дивизия генерала Степана Гурьева.

Я встречался с одним из бывших командиров этой дивизии, и он вспоминал: в полку оставалось по 30‑40 человек – таким ожесточенным было противостояние! Недаром немецкий генерал фон Шверин говорил про мартеновский цех: «Если мы возьмем цех № 4, то битва за Сталинград – уже в прошлом».

Освобожден «Красный Октябрь» 39‑й и 45‑й гвардейскими дивизиями 10 января 1943 года. Но, несмотря на это, вплоть до 2 февраля, когда фельдмаршал Паулюс сдался в плен, бои на заводе не прекращались.

И нельзя не восхищаться тем, что всего через пять месяцев в мартеновском цехе начали выпускать сталь!

Мне как человеку, построившему несколько металлургических заводов, сложно представить, что в такой короткий срок возможно восстановить производство. Причем не на ровной площадке, а на изрытой снарядами и бомбами, искореженной сталинградской земле! 60 лет я проработал  в металлургии, сначала на Урале – на крупнейшем, очень авторитетном Челябинском трубопрокатном заводе, потом на Волжском трубном.

Но для меня именно завод «Красный Октябрь» – символ стойкости, новаторства, трудолюбия, если бы не он, у страны было на порядок больше проблем в начале войны.

Спецзаказы для оборонки

 Часто приходится слышать, что СССР не был готов к войне. Но если посмотреть объективно, была проведена огромная работа. Ведь подготовка к войне – это не только количество винтовок, танков и самолетов, это еще и огромный промышленный потенциал.

Так вот, «Красный Октябрь» – образец в этом смысле.

Во-первых, были подготовлены кадры, высококвалифицированные специалисты – управленцы, особенно технические руководители. Во‑вторых, на достойном уровне была материально-техническая база.

В энциклопедии подробно описано, что «Красный Октябрь» очень оперативно начал выпускать наши знаменитые «Катюши», помимо еще целого ряда военного оборудования.  Это было бы невозможно, если бы завод не готовился – производственные площадки, энергоносители, рабочие, руководители среднего звена.

Более 2500 предприятий вывезли с Юга страны на Урал и в Сибирь, а с ними 11 млн специалистов! Например, мой родной Челябинский трубопрокатный завод был эвакуирован из Мариуполя.

Но его же не просто привезли и вывалили оборудование на снег – была подготовлена площадка, где развернулось строительство. Это позволило в кратчайший срок – пусть без крыши, в мороз, на Урале – запустить стан, единственный, который делал толстостенные трубы большого диаметра.

Думаю, надо отойти от крайних точек зрения: не без недочетов, но страна серьезно готовилась к отражению вражеского нашествия.

«Красный Октябрь» – наглядный тому пример: я очень рекомендую, особенно молодому поколению, особенно будущим руководителям, побывать в музее завода, чтобы ощутить дух того времени.

На протяжении всей своей истории «Красный Октябрь» был и остается настоящим патриотом, укрепляющим обороноспособность страны. В 70‑е здесь создали крупнейший в мире

комплекс электрошлакового переплава, который позволил выпускать металл особо чистый по неметаллическим включениям – он необходим для атомной промышленности, радиоэлектроники, ракетной и космической техники.

Не могу не сказать еще об одном проекте. Когда работал на Урале, мне выпала честь делать лонжероны лопастей для сверхтяжелого вертолета Ми-26. Так вот, сталь для этих лонжеронов производил только «Красный Октябрь». В США пытались создать такой вертолет, но не было лопастей – не смогли подобрать сталь.

А «Красный Октябрь» эту задачу решил: на Урале было создано производство лонжеронов из волгоградской стали, и Ростовский вертолетный завод выпустил уже около 200 машин, самых мощных вертолетов в мире.

Еще одно достижение «Красного Октября» – выпуск в сотрудничестве с различными НИИ новейшей броневой стали, которая сегодня используется для современной бронетанковой техники «Армата».

Возродить стальное сердце города-героя

За судьбой «Красного Октября» я постоянно слежу, радуюсь его успехам и всегда принимаю очень близко к сердцу неудачи. Но сейчас с воодушевлением вижу, что с приходом губернатора Андрея  Бочарова ситуация неуклонно меняется к лучшему. Он первым обратил внимание на металлургические предприятия, в том числе «Красный Октябрь».

Завод, построенный в XIX веке, с честью проживший век XX, сейчас, в XXI веке, не только не утратил своего значения, а набирает силу. Это подтвердил мне при личной встрече и Александр Сиваков, генеральный директор АО «Корпорация развития Волгоградской области», в оперативном управлении которого находится «Красный Октябрь».

– Стабильная работа завода сегодня – результат отличного взаимодействия с региональной властью и огромных усилий всего трудового коллектива, численность которого превышает 3600 человек, – подчеркнул Александр Сиваков. – Предприятие наращивает кооперационные связи, постоянно совершенствует производственный процесс, опираясь на накопленный опыт. «Красный Октябрь» участвует в нацпроекте по бережливому производству и повышению квалификации персонала, взаимодействует с профильными учебными заведениями региона, формируя кадровый запас на будущее.

В том, что завод на правильном пути и уже вернул гордое звание «Стальное сердце города-героя», я убедился лично: порядок на территории и в цехах, позитивный настрой коллектива.

Думаю, недалеко то время, когда «Красный Октябрь» вновь заслуженно займет место флагмана отечественной металлургии – как и положено настоящей легенде. У него для этого есть все необходимое!

нет

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях